Мирский замок
Юрий Ильинич, к которому Мир перешел в 1486 году, заложил замок, вероятнее всего, в 20-х годах XVI столетия (точная дата в документах не обозначена). Замок поставили на равнине, где протекал ручей и речка Миранка. По углам четырех стен расположились башни, а в центре западной стены, обращенной к дороге на столичную Вильню, встала пятая башня с единственным входом в крепость. Из всех башен лучше всего сохранилась юго-западная, где сейчас размещается экспозиция Национального художественного музея Беларуси. С трудом поднимаясь из полуподвального помещения на пять ярусов башни по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще стен, и глядя сквозь бойницы на окрестности замка, можно ощутить — насколько, разумеется, позволит воображение — задиристый дух эпохи Средневековья. Оборонную мощь цитадели определяли не только башни, но и стены, прорезанные бойницами. Их толщина вверху составляла чуть больше двух метров, а внизу — около трех. Западная и северная стены во времена Ильиничей завершались боевыми галереями, которые со стороны двора обрамляли сосновые парапеты, а с внешней стороны — брустверы в рост человека с бойницами для ведения огня из луков, арбалетов, мушкетов. Сегодня можно прогуляться по южной галерее, устроенной позже. С нее как на ладони виден внутренний двор замка, где уже на рубеже XVI - XVII столетий, когда Мир стал владением Миколая Радзивилла Сиротки, поднялись к небу два дворцовых корпуса, сменившие воинственные готические доспехи на вполне мирный ренессансный наряд. Штукатурка - ее прежде накладывали лишь на ниши башен - теперь покрыла все поверхности стен дворцовых покоев. Появились изготовленные из песчаника обрамления дверей и окон. Лестницы, крыльца, ограда балконов украсились вырезанными из камня балясинами и перилами. Замок опоясал земляной вал, через который был переброшен арочный мост в "итальянский" сад. Комфорт завоевывает быт аристократов. Большие печи становятся подобными на памятники. Их покрывают кафелем с рельефным рисунком и цветной поливой. Живопись на стенах имитирует резьбу и скульптуру. В таком преображенном виде замок становится загородной резиденцией Радзивиллов. После этих бурных перемен Мир как будто погрузился в приятный сон. Но вот война с Россией в 1655 году обожгла замок своим горячим дыханием: он был взят штурмом, после чего долгое время находился в запустении. Едва успели кое-что восстановить, как грянула Северная война, а с нею — новые разрушения и потери. Замок отстроили только в 1730-х годах, при Михале Казимире Радзивилле по прозвищу Рыбонька. Тогда здесь заблистали позолоченной лепниной и дорогими паркетами парадный зал, портретная галерея, зал для танцев. А в оранжерее "итальянского" сада зацвели цитрусовые, наливался соком инжир, поднялись мирт, кипарис, самшит, красное и лавровое деревья. Все это экзотическое великолепие, расставленное летом в кадках на полянах напротив замка, благоухало на открытом воздухе. Сын Рыбоньки, Кароль Станислав, устраивал тут балы и охоты, оглашая окрестности Мира стрельбой из пушек и фейерверками. После смерти короля Августа III Пане Коханку выступил против ставленника Екатерины II на трон Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского — и поплатился за это долгой эмиграцией. Возвратившись на родину, он в 1784 году с безумной роскошью принимал здесь того самого Станислава Августа, последнего короля польского и великого князя литовского, против которого двадцать лет тому назад интриговал. Этот прием дал повод мемуаристам для захватывающих рассказов о неисчерпаемых богатствах Кароля Радзивилла, затмивших своим блеском самого короля.
Земляной вал
На рубеже XVI-XVII столетий вокруг замка насыпали вал с четырьмя бастионами и брамой. К валам подходили соединенные каналами водоемы, созданные запрудами на Замковом ручье и речке Миранке. В XVIII веке южная часть вала была почти полностью срыта — на ее месте уже в конце следующего столетия выкопали большой пруд.
Часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских
Сооружена в 1904 году последними титулованными владельцами замка князьями Святополк-Мирскими по проекту известного петербургского архитектора-академика Роберта Марфельда в стиле модерн. Она эффектно поставлена среди окружающего пейзажа и привлекает к себе внимание зрителя причудливостью форм и асимметрией композиции. Камерная часовня служит своеобразным художественно-логическим переходом от подчеркнуто монументальной архитектуры замка к интимности пейзажного парка, подступающего к средневековым стенам.
Свято-Троицкая церковь
Была сооружена, вероятнее всего, в 1582 году по фундации Миколая Радзивилла Сиротки. В 1705 году она стала униатской при базилианском монастыре (последний упразднили в 1824 году). С 1839 года действует как православная святыня. Неоднократно перестраивалась во второй половине XIX века и до наших дней дошла в виде четырех лапидарных объемов: притвора-звонницы, трапезной, молитвенного зала и полукруглой апсиды с ризницей, нанизанных на одну композиционную ось.
Здание бывшей иешивы
Иешива (в переводе с иврита - сидение, заседание) — высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Талмуда (свода юридических, богослужебных, этических пра-вил иудаизма, являющихся непосредственным руководством в повседневной жизни) и для подготовки ученых к званию раввина. Решенная в стиле классицизма, иешива была основана в 1815 году и просуществовала до 1939 года. В Беларуси ее авторитет был очень высок.
Здание бывшего кагала
В ВКЛ евреи появились в XIV веке. Их особое положение было определено жалованными грамотами великого князя Витовта и впоследствии подтверждалось его преемниками — польскими королями и великими князьями литовскими. Евреи управлялись общинами — кагалами (на иврите "кагал" - собрание), имели своих старшин, свой суд и формировали основу торгового класса. Во многих белорусских городах и местечках еврейское население к концу XIX века составляло большинство — в Мире, например, более 60%.
Костел Святого Николая
Деревянный костел был выстроен на этом месте Миколаем Радзивиллом Сироткой в 1599, заменен каменным храмом в 1605 году. Вход в костел предваряла мощная четырехъярусная, квадратная в основании, с шатровым покрытием башня-звонница. По обеим сторонам от нее находились круглые башенки. У алтаря размещались сакристии, в которые были, фигурально выражаясь, "впаяны" пятигранные пристройки наподобие башен, благодаря чему план храма имел очертания латинского креста. Готико-ренессансный костел являл собой пластичный архитектурный монумент с графически выразительным "замковым" силуэтом. В 1865 году царские власти превратили костел в церковь. В 1940-х годах храм закрыли. После полувекового перерыва он вновь действует как католическая святыня. Сейчас тут ведутся реставрационные работы.
Источник: tio.by